Обратно

Из перечня наиболее интересных, на взгляд автора, новинок выставки IBC’99 (ТКТ. 1999. № 11. «Анонс») описаны металлопорошковая 6-мм лента DP151 Fuji Photo Film Co. (Там же. № 10. С. 10), металлопорошковая 13-мм лента для видеокассет BCT-SXA/BCT-SXLA Sony Corporation (Там же. С. 35), телекинодатчик ТВЧ Millenium Machine Innovation TK Ltd. и аппаратура реставрации фильмов RIVIVAL Digital Nirvana Digital Pte Ltd.
(Там же. 2000 . № 1. С. 3).

В настоящем номере «ТКТ» рассматриваются остальные экспонаты из этого перечня, а также ряд других, самых оригинальных изделий, заслуживающих внимания читателей журнала.
Некоторые экспонаты в «Зоне новой техники» (New Technology Campus) выставки IBC’99 пока не имеют практического применения. Они были созданы, чтобы показать принципиальную реализуемость новейших «сумасшедших» идей современной науки и техники. Одна из таких идей — домашнее «иллюзионное телевидение» (Immersive Television), призванное активизировать все системы восприятия зрителя (включая обоняние) и заставить его поверить в реальность действия («погрузить»), происходящего на экране. Британская Независимая комиссия по телевидению (НКТ) — автор этой идеи — создала экспериментальный бокс для иллюзионного телевидения (PIT — the platform for immersive television). Его разработчики преследовали цель минимизировать отвлекающее воздействие внешних факторов и максимизировать эффект присутствия (presence). Пользуясь очками с ЖК-клапанами, коммутируемыми с частотой 100 Гц, зритель наблюдает с большим углом поля зрения стереоскопическое цветное изображение большого размера, создаваемое кинескопным дисплеем. Чтобы маскировать края изображения, применено специальное окружение для экранов VISRAL (разработка CRL), вызывающее размывание границ благодаря созданию муар-эффекта. Изображение с нечеткими краями как бы висит в воздухе на некотором расстоянии от задней стенки бокса. Звуковое сопровождение («круговой звук») создается пятиканальной системой высокого качества воспроизведения. Комфортное кресло рассчитано на длительное нахождение зрителя в нем, причем планируется сделать его подвижным для усиления эффекта присутствия. НКТ осуществила съемку первого в мире иллюзионного видеофильма (адаптация «Гамлета»).

Экспериментальный бокс для «Иллюзионного телевидения»
Независимой комиссии по телевидению

Накопитель данных серии GY-8240
Sony Broadcast & Professional Europe

Появление новых накопителей данных серии GY-8240 Sony Broadcast &"> Professional Europe строго соответствует долгосрочному графику совершенствования формата цифровой записи DTF (Digital Tape Format — «цифровой ленточный формат»). Как и предыдущий формат DTF-1 (ТКТ. 1999. № 8), новый формат убедительно доказывает преимущество наклонно-строчной записи перед продольной применительно к накопителям данных большой емкости. Выпускаются две модели, отличающиеся интерфейсами. В GY-8240UWD применен интерфейс Ultra Wide Differential SCSI, в GY-8240FC — интерфейс Fibre Channel (также поддерживается концепция SAN — Storage Area Network, т. е. «глобальная сеть накопителей»). Обе модели имеют базовую емкость 200 Гбайт (форматированная большая кассета) или 60 Гбайт (форматированная малая кассета). При использовании сжатия данных с коэффициентом 2,59 (алгоритм сжатия ALDC — Adaptive Lossless Data Compression, т. е. «адаптивное обратимое сжатие данных») емкость увеличивается до 518 и 155 Гбайт соответственно. Скорость непрерывного потока данных 192 Мбит/с, коэффициент ошибок лучше 10–17. Хотя формат DTF-2 предусматривает применение новой 13-мм металлопорошковой ленты с улучшенными магнитными свойствами, рассчитанной на 20 тыс. прогонов, совместимость с сигналограммами формата DTF-1 обеспечивается. Срок службы головок свыше 25 тыс. ч, среднее время наработки на отказ накопителей 200 тыс. ч. Габариты GY-8240 315 і 220 і 486 мм, масса 23 кг. Питающее напряжение 100—240 В, потребляемая мощность 260—264 В•А. Диапазон рабочих температур 5—40°С при относительной влажности 20—80%.

Cintel International Limited (Великобритания) создала недорогой телекинодатчик Electrum (произносится e-lek’trum) стандарта 4:4:4/4:2:2. В новом ТКД реализованы основные функции, свойственные известным аппаратам семейства URSA. Принцип развертки кинокадра бегущим лучом позволяет манипулировать изображением (панорамирование, масштабирование, поворот, трапецеидальность, перекос и пр.) без потери его качества. Геометрические искажения в любой точке изображения не превышают 1% относительно высоты кинокадра. Система автоматического управления (САР) лентопротяжного механизма JumpFree обеспечивает высокую позиционную стабильность изображения (0,05% в случае 35-мм фильма), широкий диапазон частоты кадросмен от 5,13 до
30 кадр/с и прогонку фильма с подсмотром (shuttling), как это делается в видеомагнитофонах. Подающая и приемная катушки, рассчитанные на бобины диаметром до 50 см, снабжены индивидуальными САР. Номинальная скорость протяжки фильма достигается через 200 мс, полное качество изображения и звука — через 2 с. В RGB-каналах, имеющих полосу частот шириной 5,5 МГц (±1 дБ), применено аналого-цифровое преобразование с разрядностью 14 бит, после гамма-коррекции используется разрядность 10 бит. В центре экрана достигается результирующее разрешение 400 твл (–3 дБ). Отношение С-Ш в красном, зеленом и синем каналах 44,5; 47,5 и 43,5 дБ соответственно, а в канале яркости 51 дБ. Предусмотрены системы первичной и вторичной цветокоррекции.
Габариты ТКД Electrum 1495 і 816 і 1844 мм, масса 650 кг. Для его питания требуется однофазное напряжение
194—257 В (50 Гц) или 97—129 В (60 Гц), потребляемая мощность 2,5 кВ•А. Рекомендуемые условия эксплуатации: незапыленное помещение с температурой 20—25°С и относительной влажностью 55—70%.

ROHDE & Schwartz GmbH & Co. KG (Германия) также разработала измерительный приемник/декодер для наземного вещания по стандарту DVB-T, действующий в реальном времени. Приемник EFA-T рассчитан на вещательные сети с числом несущих 2k или 8k, организованные в диапазонах ОВЧ и УВЧ. Предусмотрена возможность измерения параметров сигналов обычного аналогового ТВ-вещания.
ITIS (Франция) экспонировала компактный модулятор
V-XCAST второго поколения для наземного вещания по стандарту DVB-T. Выходной сигнал может формироваться либо на ПЧ, либо непосредственно в диапазоне ОВЧ или УВЧ с каналами шириной 7 или 8 МГц. По отдельному заказу может быть предусмотрена функция цифровой предкоррекции, обеспечивающая значительное повышение эффективности ТВ-передатчика. Имеется вариант модулятора для одночастотной сети (Single Frequency Network) вещания.

Interra Digital Video Technologies, Inc. (США) разработала ПО, в котором давно и остро нуждаются практики многопрограммного цифрового ТВ-вещания и разработчики аппаратуры цифрового сжатия. Речь идет о мощном программном пакете SyncCheck, позволяющем измерить точность речевой синхронизации (lip sync), т. е. синхронность коррелированных видео- и звукоданных в мультиплексированном потоке MPEG-2. Результат измерения с точностью до 0,1 мкс представляется в графическом виде. ПО пригодно для демультиплексирования потоков MPEG любых систем (включая ATSC и DVB), предусмотрено декодирование сигнала системы Dolby Digital. Установку SyncCheck рекомендуется производить на ПК Pentium II с тактовой частотой не менее 266 МГц, емкостью ЗУПВ не менее 64 Мбайт, НЖМД емкостью не менее 4 Гбайт и видеомонитором с разрешением 1024 і 768 элементов и 16-бит отображением. Пригодны ОС Windows 95, 98 и NT 4.0+. Эксклюзивным дистрибьютером нового ПО является германо-американская фирма WWG (Wavetek Wandel Golterman).

Заключение
Историческая Рекомендация ITU-R BT.709-3 Международного союза электросвязи (ТКТ.1999. № 9), фактически имеющая статус мирового стандарта, призывает вещательные компании, впервые приступающие к производству и международному обмену программами ТВЧ, использовать цифровые системы на основе «единого формата изображения» (ЕФИ), предусматривающего 1080 активных строк в кадре и 1920 отсчетов в активной части каждой строки. Кроме ЕФИ все страны приняли единые характеристики оптоэлектронного преобразования, единые выражения для формирования яркостного и цветоразностных сигналов, единые параметры цифрового кодирования, а главное, унифицированное полное число строк в кадре — 1125. Кадровая частота может иметь значения 60, 50, 30, 25 и 24 Гц.

Наиболее полный промышленный комплекс оборудования для киновидеопроизводства (включая видеокамеру с 50-мин записью) по стандарту 1080/24р создала Sony, с помощью которого Джордж Лукас начал съемку и монтаж Эпизода II своей знаменитой трилогии «Звездные войны». Panasonic планирует создать аналогичный промышленный комплекс к концу 2000 г. Discreet Logic Inc. (Канада) предложила комплексное решение для создания киновидеопродукции высокой четкости (ТКТ. 2000. № 1). Множество фирм выпускает разрозненную аппаратуру ТВЧ, способную действовать как с частотой полей 50 или 60 Гц, так и с частотой кадров 24 Гц (Там же. 1999. № 7). Большой прогресс достигнут в области многостандартных телекинодатчиков бегущего луча и на основе ПЗС-матриц.

Наряду с традиционными создаются «экзотические» ТВ-системы, основанные на принципиально новых идеях. На выставке были показаны три системы такого рода, из которых, вероятно, самая «сумасшедшая» — это система «иллюзионного телевидения» (Immersive Television) британской Независимой комиссии по телевидению (НКТ), которое преследует цель активизировать все системы восприятия зрителя (включая обоняние) и заставить поверить его в реальность действия на экране. Комиссия представила также реализацию своей «сверхидеи» анимационного сурдоперевода для ТВ-вещания. В настоящее время словарь рисованного сурдопереводчика насчитывает
10 тыс. слов.
Уникальна идея стереоскопической телекамеры ZCAM 3DV Systems Ltd. (Израиль), эффектные демонстрации которой привлекали толпы посетителей выставки. Селекция объектов по глубине сцены по принципу ИК-дальномера позволила реализовать новый принцип формирования комбинированного цветного изображения — рирпроекцию без циклорамы с невозможными ранее творческими возможностями.

Стереоскопическая телекамера
ZCAM 3DV Systems Ltd.

Сокращенный вариант. Полный текст - в № 2 журнала ТКТ за 2000 год

Обратно